ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Проводятся эксперименты с использованием различных методик (методики дополнения, методов экспертных оценок и парных сравнений) для получения объективных критериев относительно трудности текстов. Выделяются и вычисляются значения 49 параметров учебных текстов. Осуществляется снижение признакового пространства методами многомерного статистического анализа. С помощью дискриминантного анализа разрабатывается решающее правило для оценивания трудности понимания учебных текстов для высшей школы.
Об авторах
М. А. ЗильберглейтБеларусь
М. М. Невдах
Беларусь
Ю. Ф. Шпаковский
Беларусь
Список литературы
1. Волчек, Е.З. Философия : учеб. пособие с хрестоматийными извлечениями / Е.З. Вол-
2. чек. – Минск : Интерпресссервис, Экоперспектива, 2003. – 544 с.
3. Спиркин, А.Г. Философия : учебник для студентов высших учебных заведений /
4. А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М. : Гардарики, 2004. – 736 с.
5. Философия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.С. Степин [и др.] ; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2006. – 624 с.
6. Философия : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.А. Харин [и др.] ; под общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск : ТетраСистемс, 2006. – 448 с.
7. Сажина, М.А. Основы экономической теории : учебное пособие для неэкономических специальностей вузов / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков ; отв. ред. и руководитель авт. коллектива П.В. Савченко. – М. : Экономика, 1995. – 368 с.
8. Экономическая теория : учебник / Н.И. Базылев [и др.] ; под общ. ред. Н.И. Базылева,
9. С.П. Гурко. – Минск : Экоперспектива, 1997. – 368 с.
10. Экономическая теория: учебник для студентов вузов ; под ред. В.Д. Камаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
11. Экономическая теория : учебное пособие / Л.Н. Давыденко [и др.] ; под общ. ред.
12. Л.Н. Давыденко. – Минск : Вышэйшая школа, 2002. – 366 с.
13. Кажуро, Н.Я. Основы экономической теории / Н.Я. Кажуро. – Минск: ФАУинформ,
14. – 672 с.
15. Экономическая теория : учебное пособие / В.Л. Клюня [и др.] ; под общ. ред.
16. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Минск : ТетраСистемс, 2001. – 400 с.
17. Курс экономической теории : учебное пособие ; под общ. ред. М.Н. Чепурина,
18. Е.А. Киселевой. – Киров, 1994. – 624 с.
19. Экономическая теория : учебник / В.И. Антипина [и др.] ; под общ. ред. И.П. Нико-
20. лаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби ; Проспект, 2002. – 576 с.
21. Косова, М.М. Описательная статистика учебных текстов по физике / М.М. Косова,
22. М.А. Зильберглейт // Труды БГТУ. Сер. VI. Физ.-мат. науки и информатика. – 2006. –
23. Вып. XIV. – С. 167–170.
24. Невдах, М.М. Новая классификация методов определения понимания текста /
25. М.М. Невдах, Ю.Ф. Шпаковский // Труды Белорусск. гос. технолог. ун-та. Сер. IX. Издательское дело и полиграфия. – 2007. – Вып. XV. – С. 100–104.
26. Количественные методы в исторических исследованиях ; под ред. И.Д. Ковальчен-
27. ко. – М. : Высшая школа, 1984. – 384 с.
28. Flesch, R. Estimating the comprehension difficulty of magazine articles / R. Flesch //
29. Journal of general psychology. – 1943. – № 28. – P. 63–80.
30. Lorge, I. Predicting readability / I. Lorge // Teacher’s College Record. – 1944. – № 45. –
31. P. 404–419.
32. Микк, Я.А. Оптимизация сложности учебного текста: в помощь авторам и редакто-
33. рам / Я.А. Микк. – М. : Просвещение, 1981. – 119 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зильберглейт М.А., Невдах М.М., Шпаковский Ю.Ф. ОЦЕНИВАНИЕ ТРУДНОСТИ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Информатика. 2011;(2(30)):111-123.