Об оптимизации смешанной зарядной инфраструктуры электробусов для городских маршрутов
https://doi.org/10.37661/1816-0301-2022-19-2-68-84
Аннотация
Цели. При переходе от парка дизельных автобусов к парку электробусов актуальной является оптимизация зарядной инфраструктуры, совмещающей технологии медленной зарядки батарей в депо в ночное время и быстрой подзарядки на конечных остановках маршрутов. Цель исследования заключается в создании моделей и методов выработки экономически эффективных решений по выбору зарядной инфраструктуры такого типа для парка электробусов, обслуживающих систему городских маршрутов с учетом ряда специфических условий. Функционирование парка и зарядной инфраструктуры моделируется как для депо в ночной период, так и для конечных остановок в наиболее представительный период дня, характеризующийся наибольшей интенсивностью пассажиропотока и максимальным расходом электроэнергии.
Методы. Используются методы теории множеств, теории графов и линейной аппроксимации.
Результаты. Разработана математическая модель задачи оптимизации зарядной инфраструктуры смешанного типа для парка электробусов. В качестве целевой функции выбрана суммарная дневная стоимость зарядных станций, износа батарей электробусов парка и потребленной электроэнергии. Модель сформулирована в виде задачи смешанного целочисленного линейного программирования.
Заключение. Для решения сформулированной задачи целочисленного линейного программирования могут использоваться стандартные решатели типа IBM ILOG CPLEX. Решение задачи заключается в выборе длительностей и расписаний зарядки электробусов на зарядных станциях малой мощности в депо в ночное время и на зарядных станциях большой мощности конечных остановок в заданном диапазоне часов пик.
Ключевые слова
Для цитирования:
Розин Б.М., Шатерник И.А. Об оптимизации смешанной зарядной инфраструктуры электробусов для городских маршрутов. Информатика. 2022;19(2):68-84. https://doi.org/10.37661/1816-0301-2022-19-2-68-84
For citation:
Rozin B.M., Shaternik I.A. On optimization of the mixed charging infrastructure of electric buses for urban routes. Informatics. 2022;19(2):68-84. (In Russ.) https://doi.org/10.37661/1816-0301-2022-19-2-68-84